Грандиозный проект длинною в 12 лет, который должен включить Украину в трансъевропейскую транспортную сеть, грозит обернуться аферой века. И виной всему космическая сумма запланированных инвестиций – 60 млрд. долларов. Мимо такого «куска» не пройдет ни один коррупционер. А учитывая, что во всех отраслях жизнеобеспечения страны есть интерес нардепов от правящей политической силы, то и безоговорочное право «пилить» средства принадлежит именно им.

Для понимания

Минувший год стал для Украины насыщенным на грандиозные планы. И утверждение стратегии Drive Ukraine 2030, в рамках которой должны быть реализованы 39 инфраструктурных проектов — стало событием года. Не удивительно, ведь замахнулись на полное обновление транспортной сети: от строительства 10 автобанов до, практически невозможного, полного уничтожения маршруток, с заменой на современный транспорт.

Это что-то нереальное, особенно в нашей стране. Стране, где 90% дорог требуют капитального ремонта. В стране, где даже после капитального ремонта, на следующий сезон дороги становятся еще хуже. В стране, где весь маршруточный бизнес «крышуется» людьми в погонах и находится в тени экономики. В стране, где с реализации любого проекта, особенно с участием бюджетного финансирования, требуют откат минимум в 10%. В стране, где ни один крупный коррупционер не понес реального наказания. В стране, где все сферы поделены и закреплены за нардепами от БПП.

Но, как не странно, стратегия оказалась не мертворожденной. По крайней мере на первом этапе. И основания так утверждать есть. Стало известно, что еврокомиссия планирует выделить 4,5 млрд евро для реализации стратегии. План подготовлен ЕС и Всемирным банком с целью развития транспортного сообщения в странах «Восточного партнерства».

«Когда мы говорим, что имплементация Drive Ukraine стоит около 60 млрд долл., то уже в первый год ее реализации мы имеем минимум 50% финансирования из госбюджета и 10% финансирования со стороны наших европейских партнеров, международных финансовых организаций и за счёт государственно-частного партнёрства», — уточнил министр инфраструктуры Владимир Омелян.

По опыту получения траншей от МВФ, сомнений в том, что деньги придут, практически нет. Но есть сомнения, что они все будут потрачены по назначению. Ведь тот же опыт получения кредитов, показывает, что значительная часть траншей традиционно осваивается.
Об этом заявил бывший народный депутат от Блока Петра Порошенко (БПП) Егор Фирсов: «Как работает эта коррупционная цепочка? МВФ выделяет нам кредит.

Один транш — это плюс-минус $1 млрд, который идет на то, чтобы мы держали гривню и держали экономику. Но из этих же денег, как правило, кредитуются государственные предприятия, которые в большей степени убыточны. Они забирают деньги якобы на свое развитие, но все равно остаются убыточными. Потому что там «смотрящие», там тотально коррупция. Я могу привести десятки примеров – «Одесский припортовый», «Энергоатом», «Артемсоль» и др.», — добавил Фирсов.

Многие могут спросить, откуда такая уверенность, что деребан будет именно со стороны БПП, а не со стороны того же «Народного фронта», особенно если учесть, что проект курирует «фронтовик» Омелян. И будут правы.

Но есть одно, но. На Владимира Омеляна заведено коррупционное дело, итог которого может быть, как счастливым для политика, так и печальным – от 5 до 10 лет с конфискацией. Эксперты уверяют, что дело больше политическое и его основная цель – держать фронтовиков в лояльном «тонусе», а Омеляна сделать громоотводом. В случае чего – виноват он.

Еще один нюанс. Основная часть стратегии – это развитие транспорта. А у БПП, по счастливой случайности есть Ярослав Дубневич, не абы какой знаток в этом, даже был главой транспортного комитета Рады. И судя по тому, что НАБУ хочет снять с него неприкосновенность за незаконное обогащение, реализацией стратегии он точно заинтересуется. Но об этом далее.

Дороги и аэропорты

Стратегия предусматривает грандиозное строительство: 10 новых автобанов с востока на запад и с севера на юг; 50 аэропортов (сегодня 19).
Вдумайтесь – 10 автобанов! Уже только от реализации этой части проекта список украинского «Форбс» пополнится новыми членами. А многие из него взлетят на позиции выше. Строительство дорог – одно из самых прибыльных и коррупционных занятий. Не будем вдаваться в подробности и перечислять все известные факты воровства на дорогах. Достаточно заглянуть в интернет. Схемы так же известны: от откатов на закупке материалов, до уменьшения ширины проезжей части и толщины покрытия. Только на этом можно украсть миллионы.

Но опять вопрос, почему БПП? Реализацию проектов за евроденьги, без сомнений отдадут «лидерам» рынка. Даже если будут тендеры – их выиграют без проблем. А практика прошлого года показывает, что самыми крупными «потребителями» бюджетных средств на дороги были фирмы с орбиты депутатов от БПП.

Лидером рейтинга уже два года остается ООО «Автомагистраль-Юг» одесситов Валерия Короткова и Олега Наливанного, которое получило подряды на 5,39 млрд грн, что составило 14% годовой суммы. По данным СМИ, неофициальным покровителем этой компании в парламенте считают главу бюджетного комитета Андрея Павелко (БПП), который скрыл в своей декларации незаконные 27 млн грн.

Второе место турецкой компании Onur Taahhut Tasimacilik Insaat Tic. ve Sanayi A.S. Украинская фирма, которую основали Онур Четинджевиз, Исхан Четинджевиз из Турции и львовянин Олег Фарион. Контора уже не имеет отношения к турецкой Onur, а попала под влияние первого заместителя председателя фракции БПП Игоря Кононенко. А у него, как известно, всегда и во всем есть свой интерес.
Еще один лидер рынка фирма «Ростдорстрой», ее связывают с мэром Одессы Трухановым, которого ранее на поруки взяли депутаты от БПП.

Далее идет фирма «ПБС» связанная с Анатолием Матвиенко, нардепом БПП и дядей замглавы фракции БПП Сергея Березенко.
Не будем забывать о еще одном солидном ресурсе, по совершенному совпадению, превалирующее число губернаторов в Украине «исповедуют» политику БПП. А все потому, что их перестали выбирать по конкурсу, а вернулись к практике назначения. Наверное, никому не нужно говорить, что губернатор в области – царь и Бог. Он решает, кто будет под ним – точнее, кто займет руководящие должности по ключевым направлениям.

Не стоит забывать, что строительство дорог – это возможность украсть не только на самих материалах и работах. Здесь открываются широчайшие коррупционные горизонты. К примеру, выделение земель. Стоит всего лишь знать маршрут автобана. Любыми методами завладеть землей – и тогда уже по завышенным ценам втюхать ее государству.

Практически аналогичная ситуация со строительством аэропортов. Схемы те же, исполнители те же.

Лакомый кусок на железной дороге

Еще одним лакомым куском для представителей БПП является запланированное развитие железной дороги. В Стратегии идет речь о полном обновлении парка локомотивов, развитии скоростного сообщения, строительстве и адаптации транспортных коридоров к международному транспортному проекту «Новый шёлковый путь». Это миллиарды долларов.

Как только речь заходит о железной дороге, здесь без лишней интриги всплывает Ярослав Дубневич, нардеп от БПП. Сегодня его обвиняют в огромной коррупционной оборудке на 93 млн. грн.

Согласно заявлениям НАБУ, именно такая сумма убытков государства после незаконных сделок с помощью подконтрольных депутату Дубневичу фирм. Дело в том, что в 2015-2016 годах Ярослав Дубневич занимал пост главы комитета Верховной Рады Украины, который занимался транспортом. В том числе в компетенцию депутата входили все вопросы, касающиеся ПАО «Укрзализныци”.

Через это мощное государственное предприятие проходило много коррупционных схем, но сумма этой сделки впечатляет — более 93 миллионов гривен за год. Суть махинации в том, что Дубневич осуществлял закупку колеи для предприятия через две фирмы, над которыми скрыто держит контроль.

Послесловие

На сегодняшний день в Украине все отрасли, которые потенциально могут приносить прибыль, подконтрольны правящей партии, либо имеют своих «смотрящих» от БПП. Напрямую или через подставные фирмы. Поэтому проект на 60 млрд. долларов не останется незамеченным. Эти средства будут пилить все, кто сможет до них добраться. Ведь у нас даже построить дом без отката или взятки нельзя. А здесь речь идет о дорогах, аэропортах, железнодорожных узлах, речных и морских портах.

Даже если применят самую стандартную схему – откат в 10%, что очень оптимистично, — на коррупцию уйдет не менее 6 млрд. долларов. Не стоит тешить себя надеждами, что побоятся воровать европейские деньги. Опыт есть, схемы давно отработаны. Поэтому европейские 4,5 млрд спишут очень быстро – на тендеры, в которых депутатам от БПП нет равных, подготовку документации. Так, что до реального воплощения проектов их не хватит.